Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Увольнения. Сокращение зарплаты. Необходимость изучать новое. Это лишь малая часть страхов, которые преследуют сотрудников компании перед проектом автоматизации. Давайте разберёмся, какие из них обоснованные, а какие нет.
С 2013 года мы занимаемся автоматизаций компаний на 1С:Предприятие 8. Мы автоматизировали сотни отделов продаж, кадровых, производственных и других отделов, и хорошо знаем, какие страхи преследуют не только рядовых сотрудников, но и руководителей.
Давайте начнём с руководства.
Первый страх: Страх потери власти. Руководители подразделений могут цепляться за свой отдел как за своё маленькое королевство. Если раньше генеральный директор знал как обстоят дела только из отчётов и со слов руководителя, то теперь всё станет прозрачно, а значит, скрыть какую-то информацию станет гораздо сложнее.
Второй страх: Конец коррупции и воровству. После внедрения учётной системы могут всплыть всякие «мутные» схемы, которые раньше были не видны. Теперь, когда вся информация оцифрована и доступна высшему руководству, скрыть недостачи или неадекватные закупки будет сложнее. Поэтому нечистые на руку руководители всячески сопротивляются проекту автоматизации.
Третий страх: Потеря работы. Руководитель считает, что раз система будет сама формировать отчёты и передавать задачи между отделами, то сам руководитель будет не нужен. Но так думают только плохие руководители, которые разве что умеют штопать отчёты. Ценность хорошего руководителя заключается совсем в других вещах и ему навряд ли что-то угрожает.
Четвёртый страх: Саботаж или бунт сотрудников. Даже генеральные директора часто опасаются таких проектов, так как сотрудники могут угрожать им увольнением в случае внедрения новых инструментов контроля. Таким образом компания становится заложником нескольких, якобы “ценных” сотрудников, которые мешают компании развиваться. Парадокс в том, что соглашаясь на ультиматумы сотрудников, собственник просто откладывает крах компании. Когда компания отстанет от своих конкурентов и начнёт терять клиентов, сотрудники-шантажисты уйдут работать именно к этим конкурентам. А собственник останется и без сотрудников, и без клиентов.
А теперь перейдём к страхам рядовых сотрудников.
Первый страх: Дополнительный контроль. Сотрудники редко понимают, что система внедряется для общего блага компании. Для того, чтобы старые клиенты не уходили к конкурентам, а новые регулярно приходили в компанию. Обычно автоматизация рассматривается исключительно как инструмент контроля с последующим наказанием.
Второй страх: Бесполезная работа. Сотрудники думают, что новая система только добавит новой работы. В реальности, новая система может помочь автоматизировать скучные рутинные задачи, а во многих случаях, может помочь зарабатывать больше. Например, CRM может помочь менеджеру по продажам вести в несколько раз больше клиентов, чем раньше.
Третий страх: Наказание за воровство. Мы уже рассматривали этот пункт для руководства, но рядовые сотрудники могут красть не меньше, а даже больше. Они понимают, что после введения новой системы всё вскроется и их ждёт увольнение или даже уголовное преследование. Мы даже знаем случае, когда такие сотрудники увольнялись ещё до конца внедрения. А после их увольнения, загрузив старые данные в новую систему, вскрывались хищения на крупные суммы денег.
Четвертый страх: Машины нас заменят. Многие сотрудники, особенно старшего возраста, боятся что новая система сможет их полностью заменить и они лишатся работы. На деле, компьютерные программы очень далеки от того, чтобы заменить человека даже на простой работе. Они призваны помочь человеку делать работу лучше и комфортнее, а не заменить его полностью.
Пятый страх: Я не разберусь. Некоторые сотрудники считают, что новая система будет настолько сложной, что они не смогут разобраться и их уволят. На самом деле, новые программы обычно гораздо понятнее и удобнее старых. А любой грамотный внедренец проведет качественное обучение и предоставит инструкции, которые помогут сотрудникам легко освоиться в программе. Важно понимать, что внедренец в первую очередь заинтересован в том, чтобы в его программе разобрался каждый сотрудник, иначе его работу могут просто не принять.
Что делать, чтобы побороть эти страхи и избежать их последствий? Во-первых, закажите обследование проекта до его начала. Таким образом, можно будет выявить опасения сотрудников ещё до начала работ. Во-вторых, объясните, что внедренец заинтересован в успехе проекта и приложит максимум усилий, чтобы каждый смог полноценно работать в новой информационной системе. В-третьих, руководитель должен проявить уверенность в правильности решения и продемонстрировать её остальным. Если сотрудники заметят хоть каплю сомнений, их может тоже охватить паника.
Следуя эти простым советам, Вы сможете преодолеть сомнения и страхи сотрудников, и получите гораздо меньше сопротивления в проектах автоматизации и внедрения информационных систем.