Любой руководитель старается нанять на работу лучшего специалиста в своём деле. На поиск таких людей уходит много времени и денег. Но даже если вам удалось найти такого человека, то это не обязательно принесёт пользу компании. А может быть, даже и навредит ей. Как такое возможно?
Даже в небольших компаниях встречаются выдающиеся специалисты. Обычно их называют «сотрудники-звёзды». Это люди, чья энергия и компетенции гораздо выше, чем в среднем по компании. Они умеют делать больше и лучше, чем другие. Но радость от найма таких людей часто сменяется головной болью для руководителя. Для начала пара слов о том, в чём отличие «звёзд» от других сотрудников. «Звёзд» можно встретить в любом отделе: в бухгалтерии, в продажах, на складе или в IT-отделе. Это люди, которые выполняют свою работу лучше и быстрее, чем остальные. Обычно, они больше погружены в процессы и поэтому знают больше о компании и её деятельности, чем коллеги и даже руководство.
Например, сотрудником-звездой может быть старший кладовщик, который знает местонахождение всех товаров, в курсе всех процессов приёмки товаров и умеет ладить с коллективом. Или главный бухгалтер, который знает всё устройство учёта на предприятии. Или ведущий программист, который разрабатывал программу и разбирается в её работе лучше всех.
На первый взгляд кажется что так и должно быть. У вас есть отличный специалист, который хорошо выполняет свою работу. Просто плати ему и радуйся. Но чаще всего это ловушка для вас и вашего бизнеса. Вам повезёт, если специалист добросовестный и не злоупотребляет доверием. Но часто бывает наоборот. Сотрудник-звезда «забирает» под себя все процессы и устанавливает на них монополию. Ревностно относится к другим способным специалистам в компании. Он не делится знаниями и не даёт коллегам погрузиться в детали, а также препятствует их развитию. А потом начинает выкручивать руки руководителю.
Под угрозой увольнения может потребовать повысить себе зарплату. А потом ещё раз и ещё. Может влиять на руководство, чтобы вытеснить из компании других талантливых работников, которые могут угрожать его положению. Может диктовать, с какими клиентами и партнёрами нужно работать, а с какими нет. Ну и конечно же, он может может воровать. В общем, начинает злоупотреблять своей властью.
Это сложная ситуация из которой непросто выйти. Увольнение такого сотрудника приведёт к тому, что многие бизнес-процессы могут обрушиться и вы потеряете деньги. Также он может запросто забрать с собой все ваши наработки или клиентскую базу и уйти к конкурентам. С другой стороны, держать такого сотрудника — это оттягивать неизбежный конфликт, который всё равно когда-то случится.
Даже если сотрудник не имеет злого умысла, то это всё равно несёт риски. Ведь он может внезапно уволиться или уйти на больничный, и прикрыть этот фронт работ будет некому.
Как избежать такой ситуации?
Ответ: Вам нужно формализовать все бизнес-процессы в компании. Даже если Вы доверяете сотруднику, погружайтесь в детали и просите описывать процессы в документации или учетной системе.
Например, у вас есть крутой продажник или руководитель отдела продаж. Он делает большие успехи, заключает прибыльные сделки и приносит компании много денег. Даже если Вы довольны его работой, всё равно требуйте от него ведения всей информации в CRM-системе. Если вы сделаете ему исключение, то навредите своей компании. Во-первых, вся информация о клиентах и методах продаж будет только у него в голове. Стоит ему уйти и вы потеряете все наработки, а ведь он получал за них зарплату. Во-вторых, это демонстрирует другим сотрудникам, что вести CRM необязательно. Со временем CRM будет заброшена и продажи выйдут из под вашего контроля.
Например, в нашей CRM-системе для 1С Модуль «Управление отделом продаж» всё построено так, что руководитель видит полную картину по всем продажам, а также по сделке каждой в отдельности. Можно зайти в историю сделки, просмотреть комментарии менеджера или даже прослушать звонки. Таким образом, если сотрудники аккуратно работают в CRM, руководитель всегда знает, что происходит у него в отделе продаж не выходят из 1С.
Старайтесь максимально формализовать и автоматизировать бизнес-процессы. Продажники, закупщики, кладовщики и другие сотрудники должны работать в единой информационной системе. Важная информация не должна храниться у кого-то в голове. Как минимум должны существовать отчёты о работе, которые хранятся у руководителя — их также можно отправлять через учётную систему. А лучше всего, когда сотрудник ведёт базу с ключевыми данными: пароли, список клиентов, список партнёров, описание процессов.
Если какой-то из ваших сотрудников в одиночку владеет важной информацией, то ваш бизнес всегда будет под угрозой. Поэтому даже если вы наняли «сотрудника-звезду» и довольны его работой, сделайте так, чтобы Вы или кто-то другой всегда знал подробности его работы.